Общая информация
Программа развития МКОУ Колшевской ООШ "Малокомплексная школа: сохранение и развитие" на 2017-2022 гг. от 30.12.2016

 

 

 

 

Программа развития МКОУ Колшевской ООШ "Малокомплексная школа: сохранение и развитие" на 2017-2022 гг. от 30.12.2016

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Программа развития МКОУ Колшевская основная общеобразовательная школа

Основание Программы

Закон «Об образовании» Российской Федерации,

Закон РФ «об основных гарантиях прав ребёнка;

Положение об общеобразовательном учреждении

Заказчики

Программы

Отдел образования Заволжского района, педагогический коллектив ОУ, родители, учащиеся и воспитанники ОУ

Разработчики программы

Администрация ОУ

Исполнители Программы

Администрация и коллектив ОУ, родители, учащиеся и воспитанники ОУ

Основная идея программы

Формирование духовно богатой, свободной, творчески активной личности, обладающей прочными знаниями в рамках основной школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Цели Программы

Создание условий для эффективного развития школы в ходе модернизации образования как сельской малокомплектной школы в условиях введения ФГОС, обеспечивающий сельским детям равный доступ к качественному общему образованию в соответствии с их потребностями.

Задачи Программы

1.Анализ состояния образования ОУ и определение качественно новой модели ОУ.

2.Выявление и прогнозирование новых функций ОУ.

3.Создание условий и механизмов перехода к новой модели ОУ.

4.Сохранение и развитие здоровья детей в УВП.

5.Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников.

6.Создание условий для развития инновационной деятельности ОУ и педагогов.

7.Формирование эффективных экономических механизмов развития ОУ.

Сроки реализации

С января 2017 года до декабря 2022 года

Ожидаемые результаты реализации Программы

1.Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям.

2.Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие личности воспитанника, обучающегося в условиях малокомплектной сельской школы.

3.Создание коллектива педагогов – единомышленников социально защищенных и подготовленных к работе в современных условиях.

4.Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные средние школы или средние профессиональные учебные заведения.

5.Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой родине.

6.Сформированная система социальных партнеров школы.

7.Создание условий и механизмов перехода к качественно новой школе.

Контроль за исполнением Программы

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляет Совет образовательного учреждения.

Директор ежегодно выступает с публичным докладом перед родителями, доклад вывешивается на сайт ОУ

Разделы программы:

Введение.

Раздел I. Реализация программы развития 2017-2022гг.

Раздел II. Анализ социокультурной ситуации

Раздел III. Анализ воспитательной работы

Раздел IV. Организация воспитательной работы и системы дополнительного образования

Раздел V. Программа «Малокомплектная школа: сохранение и развитие»

Раздел VI. План программных мероприятий

Введение

Программа развития МКОУ Колшевская основная общеобразовательная школа - на 2017-2022 годы представляет собой нормативно-управленческий документ, являющийся организационной основой осуществления новой модели развития образовательного учреждения.

Система совершенствования управления сельской малокомплектной школой в настоящее время занимает важное место в сфере образования. Само существование малокомплектной школы порождено социально-экономическими проблемами села, связано с его прошлым и будущим, содержит ряд специфических проблем. В последние годы выявлено существенное сокращение численности населения на селе. Значит, будет уменьшаться и число школ с малой наполняемостью. Экономические и социальные последствия ликвидации малокомплектных школ в ряде случаев привели к исчезновению целых деревень. Таким образом, малокомплектная сельская школа является своеобразным селообразующим фактором.

Социально-структурные, общественно-идеологические факторы заключаются в том, что состояние и уровень работы сельской малокомплектной школы существенно влияют на социальное развитие села, закрепление молодежи, решение демографических проблем в деревне, повышение культурного и профессионального уровня сельского населения.

В результате перед малокомплектной школой поставлена задача создания условий для обеспечения качественного и доступного образования независимо от места проживания, создание равных возможностей для обучения, воспитания и развития, социальной защиты детей дошкольного возраста, обучающихся, молодежи села. Требуются новые подходы к сохранению и развитию, эффективному использованию базы сельских школ. Для реализации конституционного права юных граждан с.Колшево на получение доступного и качественного образования разработана настоящая программа сохранения и развития малокомплектной школы.

В программе раскрываются приоритетные цели и задачи, содержание деятельности образовательного учреждения на ближайшие годы. Программа составлена исходя из анализа социума, социального заказа родителей, учебно-воспитательной работы, ресурсного обеспечения ОУ.

Образовательный процесс в школе строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, принципа творчества и успеха, доверия и поддержки. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс индивидуализации образования, поэтому усилия педагогического коллектива направляются на реализацию индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

В Программе определены стратегия и тактика развития, выделены главные направления, планируемый результат, критерии оценивания программы.

Раздел I. Реализация программы развития 2017-2022гг.

Колшевская основная общеобразовательная школа работала по программе развития школы «Сельская школа социализации».Программа была разработана в 2017 году. В ходе реализации программы ожидались следующие результаты:

Улучшение состояния здоровья учащихся;
Повышение уровня физического, психического и социального здоровья детей;
Внедрение совместных проектов с социальными партнерами.
Цель: Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей, педагогов и детей ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения и укрепления собственного здоровья.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

Повышение качества обученности учащихся.
Теоретическое обоснование модели школы.
Внедрение здоровьесберегающих технологий, ориентированных на сохранение и укрепление своего здоровья.
Совершенствование системы обучения и воспитания.
Создание оптимального режима функционирования ОУ.
Укрепление МТБ ОУ с целью повышения эффективности обучения, профилактики и укрепления здоровья детей.
Организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.
Основные направления:

1. Сохранение, перенесение и «вписывание» в модель «Сельской школы социализации» лучших достижений школы

2. Построение целостной социально-ориентированной образовательной практики в сельской школе

3. Модернизацию содержания образования и обучения в школе

4. Построение шести типов учебности в школе (учебную, производственную, исследовательскую, проектную и управленческую деятельности)

5. Построение совместных форм жизнедеятельности педагогов, учащихся и их родителей

6. Построение образовательной практики, учитывающей возрастные особенности обучающихся

7. Создание практики управления школой, основанной на сетевом принципе

Совершенствование системы обучения и воспитания.

Работали по проблеме школы: «Личностно-ориентированный подход к обучающимся в процессе обучения и воспитания». Целью работы являлось: создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого ученика в соответствии с их склонностями и способностями, интересами и возможностями, состоянием здоровья.

Система обучения и воспитания совершенствовалась внедрением личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий.

Создание инструментариев контроля за УВП.

Контроль за УВП осуществлялся в течении учебного года. Диагностика состояния учебно-воспитательного процесса, выявление отклонений от запрограммированного результата помогает работе коллектива, создает обстановку заинтересованности, доверия и совместного творчества: учитель-ученик, руководитель-учитель.

Контроль ЗУН учащихся проводился посредством контрольных работ, тестов, зачетов, олимпиад, экзаменов.

Контроль воспитательной работы осуществлялся в ходе проведения кружков и мероприятий.

Создание оптимального режима функционирования ОУ.

Условия обучения оптимальные:

· воздушно-тепловой режим;

· освещенность школьных помещений;

· рациональная организация учебно-воспитательного процесса;

· организация питания;

· соблюдение основных гигиенических требований.

Организация консультативной помощи родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

Проводились:

классные часы;
индивидуальные беседы с родителями;

За период работы по данной программе достигнуто:

87% успеваемость и повышение качества обученности учащихся - 20,5%.
Низкие показатели сдачи ГИА по алгебре и русскому языку в прошлом учебном году, что говорит о недостаточном уровне ЗУН выпускников.
Организовано систематическое повышение профессионального уровня педагогов (за последние 3 года курсами повышения квалификации охвачены 93% учителей).
В учебный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии.
Увеличилось количество участников и призеров олимпиад, конкурсов, спортивных соревнованиях.
6. Выпускники школы подтверждают уровень знаний, полученный в школе, при продолжении образования в средних общеобразовательных школах и в колледжах. Выпускники также продолжают обучение в ВУЗах .

Разработана система совместной работы с родителями по физическому воспитанию и оздоровлению детей через работу секций.
Создан оптимальный режим функционирования ОУ.
Проведена значительная работа по укреплению ОУ.

Но остались нерешенными следующие проблемы:

нестабильные показатели качества обученности;
увеличение количества детей с заболеваниями при поступлении в 1 класс;
недостаточное применение возможности сети Интернет из-за недостаточного количества компьютеров;
рост числа малоимущих и неблагополучных семей;
неукомплектованность учебных кабинетов.

Для решения этих проблем необходимо продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся, усилить сотрудничество с родителями по воспитанию детей, продолжить внедрение технологии личностно-ориентированного обучения.

Раздел II. Анализ социокультурной ситуации

4.1. Характеристика социокультурной среды школы

Школа и социум на селе неразделимы. Являясь органической частью целого, сельская школа отражает все противоречия, проблемы, ценности, присущие сельскому жителю, помогает в преодолении социальных различий, сохранении принципа социального равенства сельского социума.

В социуме с. Колшево сложились особые условия, определяющие специфику его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и быт всего социума, социальная открытость, и, одновременно – ограниченность социальных контактов, удаленность от центров культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения. Население в основном занимается частным хозяйством: мясо-молочным скотоводством и выращиванием овощей.

4.2. Характеристика социального заказа на образовательные услуги

Взаимосвязь и взаимозависимость школы и общества проявляется также в том, что школа на селе призвана осуществлять образование, адекватное потребностям сельского социума, а значит, потребностям сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, потребностям сельской семьи.

Будущее с.Колшево связано с развитием сельского хозяйства и социальной сферы, поэтому в перспективе селу потребуются такие специалисты, как фермеры, трактористы, водители, ветеринары, учителя, медики.

Для получения данных профессий выпускникам Колшевской основной общеобразовательной школы необходимо получить качественное основное общее образование, продолжить обучение в учебных заведениях, дающих полное среднее образование, затем - высшее или среднее профессиональное образование.

I. Кто должен учить?

В школе должны работать творческие педагоги, способные обеспечить необходимый

уровень качества знаний в условиях образовательного комфорта, т. е.

-возможности свободно выражать свою позицию;

-возможности для разнообразного творчества;

-доверительного стиля общения;

-отсутствия стрессовых ситуаций;

-отсутствия тревожности.

II. Кто должен учиться?

- Все учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний к учебным занятиям, и дети-инвалиды.

III. Чему и с какими результатами школа должна учить?

Школа должна:

- на должном уровне обеспечить получение основного общего образования:

универсального, комплексного, мировоззренческого;

- организовать поиск и разработку нового содержания развивающего образования, форм и

методов его реализации;

- достигнуть необходимого и достаточного уровней качества обучения по всем

предметам;

- сформировать мотив к образованию, самообразованию;

- сформировать у учащихся готовность к исследовательской работе, к дальнейшему

обучению в средних общеобразовательных школах.

IV. Каковы должны быть условия учёбы и работы?

- в школе должны быть порядок, дисциплина, уют;

- оптимальная организация УВП, создающая условия для самореализации всех

участников образовательного процесса;

- горячее питание;

- хорошая материальная база;

- система материального и морального стимулирования участников образовательного

процесса.

4.3. Моделирование образовательной деятельности с учетом социального заказа

Модель выпускника

Выпускник начальной ступени обучения должен:

освоить общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников начальной школы;
овладеть навыками учебной деятельности: уметь работать по заданному алгоритму, овладеть пооперационным контролем учебной работы, своей и товарища, оценивать учебные действия (свои и чужие) по образу оценки учителя;
овладеть разными видами чтения: выборочным, комментированным и по ролям. Темп чтения – 80-90 слов в минуту;
уметь работать со словарями, при изучении нового материала самостоятельно составлять план, схемы, таблицы, варианты опорных сигналов, при контроле своей работы умеет обращаться к различным источникам информации;
в технике устной и письменной речи: отвечать на вопросы личного характера, связанные с темой; вести диалог на основе увиденного: картины, видеофильма, иллюстраций; уметь отвечать по готовому плану; самостоятельно строить небольшой рассказ; уметь пересказать главное из прочитанного текста; уметь передавать свое впечатление о радио- теле- видео передачах;
в технике письменной речи владеть новыми видами письменных работ: письмо товарищу, дневниковые записи и т.д.;
овладеть основами личной гигиены, соблюдать режим дня;
овладеть основами трудовых навыков: дежурство по школе, по классу, в буфете.
Выпускник, получивший основное общее образование, должен:

освоить общеобразовательные программы по всем предметам школьного учебного плана на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников основной школы;
овладеть системой мыслительных навыков (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного);
сформированностью нравственных норм поведения;
уважать свое и чужое достоинство;
уважать собственный труд и труд других людей;
вести здоровый образ жизни;
определить дальнейшую траекторию своего обучения.
Описание модели желаемой школы

Будущая модель школы определяется социальным заказом и моделью выпускника.

В основе модели будущей школы лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание:

· здоровьесбережения как условия успешной образовательной деятельности учащихся и социализации выпускников;

· ценности и уникальности личности каждого ребенка и педагога;

· приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

· права на свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни.

Модель желаемой школы нам видится в следующем образе:

Это сельская школа, способная реализовать задачи современного образования и воспитания, создающая все условия для личностного и образовательного роста ребенка, обеспечивающая доступность качественного начального и основного общего образования в интеграции с дополнительным образованием. В этой школе эффективно используются инновационные программы; высок процент учителей, владеющих современными образовательными технологиями; создаются равные стартовые возможности для всех воспитанников и учащихся; создается безопасная среда для комфортного пребывания всех участников образовательного процесса; обеспечивается положительная динамика показателей сохранения здоровья на всем периоде пребывания и обучения детей в школе; реализуются возможности государственно-общественного управления школой.

Раздел III. Анализ воспитательной работы

Воспитательная работа школы направлена на достижение уставных целей, на выполнение задач, соответствующих реализуемому этапу развития образовательной системы школы.

Основной целью воспитательной работы является воспитание и развитие свободной, талантливой, физически и нравственно здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к продолжению своего образования, получению специальности и созидательной трудовой деятельности.

· Усиление роли дополнительного образования, детского движения в системе ВР.

· Создание условий для творческой реализации обучающихся.

· Вовлечение родителей, общественные организации в воспитательный процесс школы.

· Повышение эффективности воспитательной работы по воспитанию гражданственности, духовности.

· Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирование навыков ЗОЖ.

Школа богата своими традициями, которые бережно сохраняются и преумножаются педагогическим коллективом школы, обучающимися и родителями. Традиционными являются мероприятия как День Здоровья, День Учителя, День Матери, Новый Год, День Защитника Отечества, 8 Марта, День Космонавтики, День Победы, Последний Звонок, День открытых дверей, акции по уборке территории школы и села. Также проводятся предметные недели русского языка, экологии, математики. Классные руководители совместно с родителями проводят познавательно-развлекательные мероприятия для детей.

Каждый год проводится декада ЗОЖ. Основной целью является формирование антинаркологической устойчивости, ответственного отношения к своему здоровью. В рамках декады проводятся конкурсы плакатов, классные часы, беседы. Основной целью организации и проведения декады является обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, для укрепления и сохранения психологического здоровья учащихся в образовательной среде. В рамках декады проводится анкетирование, тестирование обучающихся на предмет выявления тревожного состояния, упражнения с элементами тренинга, родительские всеобучи. В школе постоянно работают кружки по интересам и спортивные секции по следующим направлениям:

· Элективные курсы «Обработка древесины», «Плосковыемочная резьба»;

· Спортивно-оздоровительное (спортивные игры, настольный теннис).

Летом дети работают на пришкольном участке, урожай которого употребляется в питании.

Социальным педагогом школы ведется целенаправленная работа с детьми и семьями, требующими усиленного внимания: проводятся индивидуальные беседы, организуются посещения на дому.

Родительский комитет школы избирается на общешкольном собрании родителей на три года. Основная функция родительского комитета: привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, содействие и помощь администрации школы в проведении и организации внешкольных мероприятий.

Из анализа воспитательной работы школы выявлены следующие проблемы:

- загруженность обучающихся из-за их малочисленности;

- низкий уровень педагогической культуры родителей;

- недостаточное обеспечение материально-технической базы школы;

- негативное влияние средств массовой информации на детей;

- отсутствие финансирования для проведения мероприятий.

Для решения этих проблем следует:

- усилить сотрудничество педагогов и родителей;

- укрепить материально-техническую базу школы;

- проводить мониторинг эффективности мероприятий;

- совершенствовать работу детского самоуправления.

Раздел IV. Организация воспитательной работы

Школа работает по Программе воспитательной работы целью, которой является гармоничное развитие личности обучающихся с учетом его возраста, интеллекта и интересов, выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика, содействие обучающимся в определении и совершенствовании их отношения к самому себе, окружающим людям, миру. Для реализации этой цели приняли следующие задачи:

· формировать личность школьника, как социально активного гражданина и

патриота;

· создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, для

воспитания стремлений к здоровому образу жизни;

· создать условия для гармоничного развития личности обучающегося с учетом его

возраста, интеллекта и интересов;

· объединить все усилия семьи, школы и общественности для оказания помощи

ребенку;

· создать комфортные условия для развития личности ребенка;

· повысить уровень воспитанности учащихся, побуждать их к саморегуляции

поведения, соответствующего общечеловеческим нормам;

· способствовать повышению роли ученического самоуправления;

· обеспечить повышение роли родительской общественности на всех уровнях

социального партнерства.

Воспитательная работа ведется по следующим направлениям:

· учебно-познавательное;

· гражданско-патриотическое;

· нравственно-правовое;

· физкультурно-оздоровительное;

· художественно-эстетическое;

· экологическое.

1. Учебно-познавательное:

- элективные курсы;

- предметные недели (недели русского языка и литературы, математики);

- библиотечные часы;

-классные часы;

- конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры

2. Гражданско-патриотическое:

- классные часы;

- встречи с ветеранами тыла, труда, «уроки мужества»;

- участие в празднике Дня Победы;

- экскурсионная работа;

- проведение «Дня пожилого человека»

3. Нравственно-правовое:

-ознакомление с Уставом школы, локальными актами о правах и обязанностях обучающихся;

-лекционно-предупредительная работа с правоохранительными органами;

- классные часы, беседы;

- работа с социально-неадаптированными подростками и их семьями.

4. Физкультурно-оздоровительное (Здоровье):

- работа спортивных секций (спортивные игры, настольный теннис);

- проведение подвижных игр и веселых стартов во время каникул;

- организация недели ЗОЖ, Дня Здоровья;

- организация и участие в спортивных соревнованиях;

- проведение бесед по охране здоровья классными руководителями, фельдшером и др.;

5. Художественно-эстетическое (Досуг);

- посещение театров, выставок, музеев, библиотек, цирка …;

- участие в фестивалях, конкурсах, выставках и.т.д. ;

- классные часы.

6. Экологическое:

- акция «Мусору-бой!»;

- озеленение села и пришкольного участка;

- проведение экологической недели;

Направления воспитательной работы позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании обучающихся и стимулировать их творческие способности во всех аспектах воспитательной работы.

Раздел V. Программа « Малокомплектная школа: сохранение и развитие»

Обоснование новой программы

В основе модели будущей школы лежит кредо педагогического коллектива, включающее такие положения, как признание:

· здоровьесбережения как условия успешной образовательной деятельности воспитанников, обучающихся и социализации выпускников;

· ценности и уникальности личности каждого ребенка и педагога;

· приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

· права на свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни.

Будущая модель школы определяется социальным заказом и моделью выпускника.

Это сельская школа, способная реализовать задачи современного образования и воспитания, создающая все условия для личностного и образовательного роста ребенка, обеспечивающая доступность качественного начального и основного общего образования в интеграции с дополнительным образованием. В этой школе эффективно используются инновационные программы; высок процент учителей, владеющих современными образовательными технологиями; создаются равные стартовые возможности для всех воспитанников и обучающихся; создается безопасная среда для комфортного пребывания всех участников образовательного процесса; обеспечивается положительная динамика показателей сохранения здоровья на всем периоде пребывания и обучения детей в школе; реализуются возможности государственно-общественного управления школой.

Создание новой модели образовательного учреждения вытекает из следующих факторов.

1. Внешние факторы. В связи с изменением социально-экономической ситуации в последние годы сложились сложные обстоятельства, связанные с развитием села. Так, молодые люди уезжают из родных мест, многие переезжают в более многонаселенные места.

В этих условиях наша маленькая сельская школа переживает особенно тяжелые времена.

Школа должна стать образовательным, культурным и важным социальным институтом на деревне. Так как именно в школе сосредоточена та часть интеллигенции со специальным высшим образованием, которая несет образование всем слоям населения села. Школа на селе рассматривается как основное звено, формирующее, воспитывающее, развивающее молодых людей. Сельская школа – основной центр, сосредоточивший профессиональные кадры. Сегодня образование и воспитание на деревне отстают от потребностей современной жизни.

2. Внутренние факторы. Положительными в работе школы являются следующие факторы:

- Достаточно квалифицированный и стабильно работающий педагогический коллектив;

- Соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

- Слабая материально-техническая база ОУ;

- Недостаточная индивидуальная работа с воспитанниками и обучающимися;

- Нежелание некоторых родителей принимать участие в общественной жизни ОУ.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования, адаптацию выпускников в современной социальной среде.

Развитие творческой активности личности закладывается во взаимодействии ОУ, семьи, общественности и населения.

Основными функциями образовательного учреждения будут:

- Осуществление образовательного процесса для детей в возрасте с 6,6 до 18 лет.

- Реализация государственной и муниципальной политики в области образования.

- Обеспечение обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

-Формирование общей культуры личности воспитанников, обучающихся; их адаптация к жизни в обществе.

- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников и обучающихся.

Совместная работа позволит:

- создать систему непрерывного образования на основе тесной взаимосвязи педагогов дошкольного и школьного образования, что позволит свести к минимуму психологический прессинг у детей при преодолении ступени «дошкольное учреждение – школа» и повысить уровень образования;

- создать систему непрерывного оздоровления детей, начиная с дошкольного возраста;

- реализовать на основе диагностики личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании детей, начиная с дошкольного возраста;

- создание принципиально новой системы управления образовательного комплекса, включающей все элементы управляющей системы: структуру, функционал и механизм управления.

Концепция Программы

Актуальность. Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности приобрела особую актуальность. Стремительность научно-технического прогресса, ускорение темпа жизни, мощный информационный поток ведут к психологическим, физическим перегрузкам, стрессам. Человек не справляется с решением современных задач. Таким образом, надо с детского возраста готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться в современном мире.

Результатом развития целостной творчески думающей личности становится развитие индивидуальных способностей ребенка, личностный рост, опыт ребенка, творческий подход к саморазвитию не как к навязанной цели, а как к добровольному средству улучшения своей жизни и приданию ей смысла.

Ведущая идея: Формирование духовно богатой, свободной, творчески активной личности, обладающей прочными знаниями в рамках основной школы, способной адаптироваться к условиям современной жизни.

Цель: Формирование основ комплексного решения проблем сохранения и развития малокомплектной (основной) школы, адаптированной к требованиям социума и экономическим условиям.

Основные задачи:

1. Анализ состояния образования ОУ и определение качественно новой модели ОУ.

2. Выявление и прогнозирование новых функций ОУ.

3. Создание условий и механизмов перехода к новой модели ОУ.

4. Сохранение и развитие здоровья детей.

5. Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников.

6. Создание условий для развития инновационной деятельности ОУ и педагогов.

7. Формирование эффективных экономических механизмов развития образования в новой модели ОУ.

Принципы обучения и воспитания:

1. Принцип личностного подхода:

- основным принципом является принцип самоценности каждого ребенка;

- приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;

- самореализация как раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей;

- социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм социальной, экономической, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;

2. Принцип гуманности предполагает:

- создание в ОУ атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;

- уважительное, бережное отношение к национальным традициям и к родному краю.

3. Принцип научности предполагает:

- развитие современного научного мировоззрения обучающихся, понимание места и роли человека в мире, в обществе;

- постоянное обновление содержания учебных программ и пособий.

4. Принцип природосообразности предполагает:

- учет развития способностей и интересов детей;

- укрепление и сохранение здоровья ребенка и его физического потенциала.

5. Принцип демократичности предполагает:

- взаимодействие семейного и общественного воспитания;

- создание отношений в коллективе на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, обучающихся, воспитанников и родителей.

Срок реализации программы

Январь 2017 г. – декабрь 2022 г.

Этапы программы:

2017 - 2018гг. - диагностический этап: аналитико-прогностическая работа, направленная на выявление проблем и выработку программных подходов.

Основные задачи этапа:

- Разработка концепции развития школы с подструктурным подразделением- дошкольное образование, обеспечивающей переход педагогического коллектива от локальных программ к целостному кардинальному изменению структуры и форм видов деятельности.

- Разработка стратегии и тактики перехода образовательного учреждения в новое состояние.

2018-2019 гг. - основной этап: отработка плана мероприятий программы, планирование и реализация мероприятий программы, введение новых направлений работы.

Основные задачи этапа:

- Корректировка технологий создания и реализации условий эффективности образовательного процесса в дошкольной группе и школе.

- Создание условий для профессионального роста и творческой активности педагогов.

- Построение целостного образовательно-воспитательного процесса в учреждении.

2019-2020 г. – обобщающий этап: сбор данных по основным программным компонентам, анализ приближенности к достижению цели, работа, направленная на обобщение опыта, выявление проблем.

Основные задачи этапа:

- Анализ состояния образовательного процесса.

- Обозначение новых ориентиров развития образования.

Основные направления развития школы.

1. Совершенствование и развитие системы управления ОУ;

2. Обеспечение доступности качественного образования;

3. Повышение квалификации, развитие профессиональных навыков педагогов;

4. Укрепление и сохранение здоровья детей, формирование здорового образа жизни;

5. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

6. Сохранение и укрепление материально – технической базы школы.

Ожидаемые результаты:

1.Создание качественно новой модели малокомплектной школы, адаптированной к социально – экономическим условиям.

2.Создание комплекса благоприятных условий, обеспечивающих формирование и развитие личности воспитанника и обучающегося в условиях малокомплектной сельской школы.

3.Создание коллектива педагогов – единомышленников подготовленных к работе в современных условиях.

4.Конкурентоспособность выпускников школы при поступлении в общеобразовательные учреждения, дающие среднее (полное) или среднее профессиональное образование.

5.Возрождение культуры, традиций села, основанных на любви к своему народу, малой родине.

6.Сформированная система социальных партнеров школы.

7.Создание условий и механизмов перехода к качественно новой школе.

Механизм реализации

Продолжить работу по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и обучающихся, внедрению технологии личностно-ориентированного обучения, усилить сотрудничество с родителями по воспитанию детей, здорового образа жизни. Для этого необходимо:

На I ступени обучения:

· обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;

· выявление и развитие способностей и талантов каждого обучающегося;

· формирование мотивации к учебе;

· формирование общеучебных умений и навыков;

· подготовка обучающихся к продолжению образования в основной школе;

· сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ.

На II ступени обучения:

· обеспечение усвоения обучающимися обязательного минимума содержания образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта;

· выявление и развитие способностей личности обучающегося;

· формирование мотивации к учебе;

· сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование ЗОЖ;

· развитие талантов и способностей обучающихся;

· формирование навыков самообразования;

· подготовка обучающихся к продолжению образования в средней общеобразовательной школе или других учреждениях, дающих полное среднее образование.

Критерии и показатели оценки результатов:

· Продуктивность (результаты психологических, педагогических исследований);

· Готовность участников педагогического процесса к реализации принятых целей, задач.

· Гибкость – своевременная решение возникающих проблем. Способность работать в меняющихся условиях.

· Построение оптимальной структуры функционирования и управления образовательным учреждением.

· Удовлетворенность участников совместной деятельностью.

· Воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью всех участников образовательного процесса.

Главным показателем результата программы развития является формирование умений организации эффективной индивидуальной и коллективной деятельности как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории; приобретение знаний о мере своих прав и обязанностей.

Управление и контроль за реализацией программы

Управление МКОУ Колшевская ООШ - осуществляется в соответствии с Законами РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении РФ, с учётом внесённых в них изменений и дополнений и Уставом школы.

Управление школой осуществляется на основе сочетания принципов государственно-общественного управления, самоуправления и соуправления всех структур и подструктур. Общественные органы управления школой осуществляют свою деятельность на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и гласности.

Постоянно действующим руководящим органом управления школой является Совет школы, в функции которого входят:

– обсуждение и принятие норм и правил школьной жизни;

– заслушивание и оценка отчета директора школы;

– участие в разработке Программы развития образовательного учреждения;

– контроль реализации Программы развития.

Административное управление педагогическим процессом осуществляют директор и его заместители. Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса, направленная на повышение качества предоставляемых образовательных услуг, через педагогический совет, орган ученического самоуправления и др.

Заместители директора реализуют оперативное управление образовательным процессом и осуществляют мотивационную, информационно-аналитическую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции.

Раздел VI. План программных мероприятий

Образование как практика социализации и воспитания, вовлечение семьи в образовательный процесс; стабилизация социокультурной сферы на основе образовательного пространства; формирование духовно-нравственной культуры; развитие у воспитанников, обучающихся культуры здоровья, здорового образа жизни.

Программная деятельность, ожидаемые результаты (ОР)

Сроки

Исполнители

Отслеживание ОР

Организовать систематическую информационно-консультативную помощь родителям в формах индивидуальных и групповых бесед, лекций, посещения семей.

ОР: наличие психолого-педагогической культуры родителей и здорового образа жизни, удовлетворение образовательных потребностей

2017г.

Директор школы, классные руководители

На заседаниях педагогического совета

Проводить медицинский осмотр учащихся и по его итогам организованно проводить лечение у специалистов.

ОР: предупреждение хронических заболеваний

ежегодно

Директор школы, фельдшер

Общее собрание педагогов и родителей

В соответствии с запросами семьи, воспитанников разработать программы элективных курсов, внеклассных мероприятий, кружков, дидактические и содержательные материалы к ним

ОР: выбор будущего профиля образования, будущей профессии

ежегодно

Директор школы, педагоги

Общее собрание педагогов и родителей

Проводить спортивные соревнования

ОР: укрепление здоровья детей, формирование ЗОЖ

ежегодно

Учитель физкультуры,

кл. руководители

Заседание педсовета

Ведение «карточки здоровья» фельдшером, отражающий показатели физического развития ребенка.

ОР: управляемость процесса оздоровления детей, предупреждение заболеваний

С 2017

фельдшер

Беседы с родителями

Совершенствовать работу дошкольного образования.

ОР: обеспечить преемственность между семьей, дошкольной ступенью и 1 классом начальной школы

С 2017г.

Директор школы, педагог начальных классов

Заседания педсовета

Совершенствовать работу по дополнительному образованию учащихся

ОР: развитие учащихся

Ежегодно

Директор школы, руководители кружков

Заседания педсовета

Образование как система дифференцированных образовательных услуг, освоение новых педагогических технологий; модульные изменения в образовательном учреждении.

Программная деятельность, ожидаемые результаты (ОР)

Сроки

Исполнители

Отслеживание ОР, сроки

Совершенствование учебно-методической работы (внедрение инновационных технологий работы для реализации самостоятельной творческой деятельности, отражающих целостное развитие личности каждого воспитанника, обучающегося)

постоянно

Педколлектив

Заседания педсовета

Изучать образовательные потребности детей в семье

Ежегодно

Директор школы, заместитель директора по УР

Заседания педсовета

Изменить уровень требований педагогов к оценке знаний, умений, навыков.

С 2017

Директор школы, заместитель директора по УР

Заседания педсовета

Разрабатывать ежегодные планы работы школы на учебный год с корректировкой целей и задач программы развития

ежегодно

Директор школы

Заседания педсовета

Управленческая деятельность по реализации программы; управленческие мероприятия; кадровое обеспечение развития школы; повышения престижа педагогической работы в малокомплектной школе.

Программная деятельность, ожидаемые результаты (ОР)

Сроки

Исполнители

Отслеживание ОР, сроки

Проводить координационные собрания школы, родителей, общественности по обеспечению развития школы

ОР: повышение эффективности управления реализацией программы

Каждое полугодие

Директор школы

 

Организовать повышение педагогической квалификации педагогов

ОР: оптимизация образовательного процесса

По плану

Директор школы, заместитель директора по УР

Заседания педсовета

Осуществить мероприятия по преемственности между ДОУ и основной школой.

ежегодно

Директор школы, заместитель директора по УР

Заседания педсовета

Определить приоритетную деятельность по каждому нововведению

ОР: наличие направлений в деятельности учителей

С 2017г.

Администрация школы

Заседания педсовета

Провести творческий отчет педагогов и руководителей школы

ОР: представление результатов образовательного учреждения

2017-2021

Администрация школы

Публичный отчет

Оценка риска и возможные варианты решения

Риски

Возможные варианты решения

1..Школа из-за своего малочисленного контингента может быть поставлена перед выбором: быть закрытой или найти путь сохранения и развития

Школа может себя сохранить увеличением контингента обучающихся за счет:

- рождаемости;

- патронатных семей;

- приемных детей.

Деятельности пришкольного интерната с круглосуточным пребыванием детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

2. Бюджетный дефицит

- рациональная экономия средств выделенных

на содержание школы;

-привлечение внебюджетных средств;

-попечители;

3. Дефицит каких –либо учебников

- приобретение учебников на внебюджетные средства.

4. Дефицит общения у обучающихся со сверстниками

-обеспечение детей путевкой в детские оздоровительные лагеря

- активное участие в мероприятиях различного уровня;

–конкурсах;

- участие учителей и обучающихся в научно- практических конференциях;

- активное включение в сетевое взаимодействие.

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: